31.08.2021
Федеральный государственный
образовательный стандарт определяет, что основная образовательная программа
реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную
деятельность с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Под
внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от
классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы.
Образовательная
организация способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных
способностей каждого ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке,
развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно
участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению
самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной
деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой –
обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте,
что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Внеурочная деятельность направлена на
развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым
общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного
общественного действия.
С точки зрения гражданского,
духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность
обладает огромным потенциалом, т.к. ребенку предоставляется выбор сфер
деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитаться» в
соответствии со своей шкалой ценностей.
Цель
внеурочной деятельности:
создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей,
интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной
жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий
и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи:
- формирование позитивного восприятия ценностей
общего образования и более успешного освоения его содержания;
- включение в личностно значимые творческие виды
деятельности и в общественно значимые дела;
- формирование нравственных, духовных, эстетических
ценностей;
- помощь в определении способностей к тем или иным
видам деятельности (художественной, спортивной, интеллектуальной и др.) и
содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного
образования в рамках внеурочной деятельности;
- создание пространства для межличностного
общения.
Ориентирами в
организации внеурочной деятельности в нашей школе являются:
- запросы родителей, законных представителей;
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности учащихся и педагогов;
- возможности образовательного учреждения.
В нашей школе для
реализации выбрана «оптимизационная модель» внеурочной деятельности. Эта модель на
основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации
предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические
работники образовательной организации.
Образовательная организация самостоятельно
определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с
содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной
программы.
Организуется внеурочная деятельность по
5-ти основным направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное.
Организация внеурочной деятельности в 2021/2022 учебном году
Наряду с общими требованиями к организации внеурочной деятельности,
обозначенными в нормативных документах федерального и регионального уровней,
школа выработала свой перечень требований:
- Внеурочные занятия проводятся в школе в первой и второй половине дня, после 40-минутной
динамической паузы. в зависимости от возрастных особенностей школьников и
от возможностей школы.
- Внеурочные занятия проводятся по отдельно
составленному и утвержденному директором школы расписанию.
- Наполняемость групп обучающихся при организации
внеурочной деятельности в клубно-кружковой форме может быть любой, но не
допускать предельно допустимых норм.
- Группу могут составлять учащиеся как одного
класса, одной параллели, так и разновозрастные дети.
- Продолжительность занятий внеурочной деятельности
зависит от возраста обучающихся и вида деятельности и устанавливается в
соответствии с СанПиН. Продолжительность занятий внеурочной деятельности
по расписанию в начальной школе составляет не более 60 минут, в которые
включено время на встречу детей, отдых, основную деятельность и уход
детей. Продолжительность основной деятельности составляет не более
40 минут в зависимости от специфики курса.
- Образовательные программы внеурочной деятельности
могут быть двух видов: авторские или разработанные педагогами школы и
педагогами дополнительного образования в соответствии с «Положением о
рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №1» и утвержденными
директором школы.
Нормативно-правовым обеспечением реализации внеурочной деятельности в 2021 – 2022 учебном году являются:
1.Положение об организации внеурочной деятельности в МБОУ "СОШ №1"
2. Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №1»
3.План внеурочной деятельности начального общего образования на 2021- 2022 учебный год
4. План внеурочной деятельности основного общего образования на 2021- 2022 учебный год
5. План внеурочной деятельности среднего общего образования на 2021- 2022 учебный год
6. Расписание занятий внеурочной деятельности на 2021- 2022 учебный год
7. Приказ об организации внеурочной деятельности и об утверждении расписания внеурочных занятий
8. Рабочие программы внеурочной деятельности.