Устная часть в ЕГЭ по немецкому языку

27.11.2018

27.11.2018

Авторская методика подготовки к ЕГЭ.

В данном разделе я хотела бы предложить учителям и их ученикам, не только познакомиться с моей методикой подготовки к ЕГЭ к устной части, но и на примере заданий, которые выполнили/записали на аудиофайлы мои ученики, потренироваться в устной части по немецкому языку при подготовке к ЕГЭ. Вы можете проанализировать ответы и найти золотую середину для успешного выполнения заданий устной части ЕГЭ по НЯ. Проанализировать/оценить ответы Вы можете на основании критериев, которые есть в недавно опубликованном пособии А. Е. Бажанова, где даются не только варианты ответов на задания, но и даже клише, которые помогут выпускникам, особенно, тем, кто не имеет возможности заниматься с учителем-репетитором, успешно подготовиться к этому нелегкому заданию. Мы с учениками проделали очень много таких заданий. Считаю, что использование клише является обязательным условием для того, чтобы уложиться во времени, чтобы набрать достаточное количество предложений, чтобы лексика была на достаточно высоком уровне.

Хотелось бы напомнить коллегам, что задание № 3 является заданием базового уровня. Обратите внимание на то, что в формулировке данного задания в пункте №5 есть изменения, а именно: глагол "zeigen" заменили на глагол "beschreiben".

Не следует требовать от ученика громоздких сложных конструкций. Нужно помнить о том, что ученик должен в теч. 2 мин. не только выдержать объём, но и грамотно, структурировано, последовательно, содержательно описать фотографию. А это не так уж и просто. 

Задание №4  является заданием базового уровня.

Кстати, советую всем: тренируйте своих учеников на время!!!!  

И не только ученики должны пройти этот тренинг, но и учителя. Я лично попробовала поставить себя на место ученика-выпускника и на время описала задания 3 и 4. Коллеги! Попробуйте! Запишите свое описание фотографий на время и следуйте всем правилам выполнения этих заданий. Уверена, что не все так гладко у вас будет, как бы вам этого хотелось. И постарайтесь разобраться в причинах, которые вам помешали ответить так, как вы планировали. Может именно эти факторы мешают и вашим ученикам получить максимальное количество баллов.

Во вложениях Вы найдёте аудиофайлы ответов моих учеников, которые выполняли задания как на экзамене, т. е. заранее задания не были известны, подготовка и сам ответ регламентировались временем.

 Уже два года практикую следующее: мы с ребятами сами разбираем письма и комментарии по критериям, которые есть на сайте ФИПИ. Разбирая по кирпичику работу своего соседа по парте, они затем вместе находят решение по найденным ошибкам. Можно предложить каждому ученику разобрать одну и ту же работу и сравнить результаты с грамотным написанием, например, комментария или письма, сопровождая обсуждения демонстрацией текста на интерактивной доске. Результат налицо: практически все сдававшие получили 80 и более баллов. Что дает такой подход? Если это системный подход, то многое. Например, это - профилактика ошибок. Ученики на примере ошибок других научаться видеть свои ошибки, что является немаловажным при проверке своих заданий. Ведь не все умеют находить ошибки, как лексические, так и грамматические, и конечно, же орфографические. При проработке/разборе других работ ученики повторяют правила в разных областях грамматики. И наиболее часто повторяющиеся ошибки ребята замечают уже сразу после первого прочтения. Кстати, таким образом можно выявить наиболее проблемные зоны в грамматике и подобрать для учеников разные задания на закрепление того или иного грамматического явления. Запоминается и структура, и организация написания, например, комментария. Ученику не нужно специально над этим работать, детская память не на подсознательном уровне  поможет запомнить аудиовизуальную картинку.  Совместная работа помогает развивать умения правильно использовать средства: лексические, грамматические, орфографические и стилистические в продуктивных видах речевой деятельности. Обсуждая каждый абзац, делая при этом акцент на пятый абзац, который предполагает законченность высказывания, ученики, оценив много работ, научатся понимать, что является логическим завершением и научатся составлять логичное, законченное письменное высказывание.

Устную часть готовили по следующему сценарию:   

1. Каждый вслух проговаривал дома и мне лично текст по описанию картинок по времени. (Дома - для того, чтобы сам прослушал себя, и проанализировал мелодику, интонационное окрашивание, правильную паузацию, произношение ...)

2. На занятиях (проводимые в системе дополнительного образования) при ответе задания, записанного дома на аудиофайл, за временем ученика следил его одноклассник/сосед по парте, другой записывал количество предложений по каждому пункту заданий, третий фиксировал средства логической связи, я, как учитель, следила за ошибками. Такую работу можно проводить без предварительной подготовки дома, спонтанно, как на экзамене: пришел, получил задание и отвечай.

3. Все по очереди менялись ролями. Это я назвала методом перекрестной проверки. И после окончания каждого ответа на основании критериев ФИПИ оценивали ответ по балльной системе.  

4. Рефлексия - обязательный элемент во время подготовки. Ученику это может помочь в выборе или в выработке своей собственной стратегии при ответе и при подготовке к экзамену для успешного выполнения всех заданий экзамена.

Такой способ подготовки к устной части вызвал у ребят интерес, и так как это занятие предполагает постоянную смену действий, никогда урок не надоедал. Анализируя многочисленные описания фотографий заметила, что некоторые дети стали использовать при описании разных фотографий одни и те же предложения, подходящие по смыслу, по содержанию. И это навело меня на мысль об использовании заученных клише по некоторым пунктам заданий. Разработала несколько вариантов ответов на один и тот же пункт, которые подойдут практически к любой фотографии. Попробовали с ребятами. Получилось.

Метод клиширования. Обязательное использование и заучивание клишированных фраз/предложений с учетом уровня владения немецким языком и диапазоном вокабуляра. Клишированные фразы каждый участник образовательного процесса составляет сам по заданному шаблону с учетом своих речемыслительных способностей. Например, для задания № 3 следующая фраза будет клишированной: Schau mal herEin …… Foto nicht wahr? В пропуск можно подставить прилагательные, типа schönes, originelles, tolles и т.д. и ученик сам выбирает понравившееся ему или уже знакомое прилагательное, чтобы не тратить время на придумывание нового, во избежание ошибок. Это поможет ученику сэкономить время во время подготовки и ответа, продемонстрировать сложную лексику, использовать средства логической связи, сформулировать грамматически правильно оформленные конструкции…

Что же это еще дало? Иметь необходимое количество предложений. Результат – из 20б. за устную часть самый низкий балл 17, ни у кого не было ниже. Следовательно, такая система подготовки является эффективной.

 5. Можно использовать метод кейса: составить тематический словарь перед каждым новым заданием по определенной теме, для того чтобы при описании фотографии использовать именно эти лексические единицы. Например, взять тему "Зима" и с учениками подобрать по данной теме слова и словосочетания, которые могут им пригодиться для описания фотографий. Тематический словарь по каждой теме не должен быть большим, иначе ученик все не запомнит, ведь, лексических тем много. Нужно выбрать наиболее распространенные, например, несколько перечислений зимних видов спорта; что мы можем делать зимой; описание погоды; эмоции; почему нравится. Вот основные направления для формирования кейса.                                                  

При подготовке к экзамену задействованы все участники образовательного процесса: учителя, ученики и родители. Я составила вот такую таблицу, где наглядно показала роль каждого участника образовательного процесса. 




 

Создание условий для успешной подготовки обучающихся к ЕГЭ (устная часть)

Методологическая    основа

Организация подготовки

Учитель, который готовит к ЕГЭ

1. Учитель - эксперт ЕГЭ.

2. Необходимая высококачественная гарнитура.

3. Необходимые учебно-мето-дические комплекты, содержащие описание заданий устной части, методические рекомендации: демоверсии, диагностические работы системы СтатГрад, дидактические материалы элективных или спецкурсов по подготовке к ЕГЭ

4. Знать, что такое «Образовательный стандарт» и программы по иностранному языку.

1. Метод синтеза и анализа

2. Формирование коммуникативной компетенции и ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной и общеучебной компетенции.

3. Применение ИКТ.

4. Метод сравнительного анализа.

5. Мониторинг диагностических работ.

6. Определение круга тем и создание к ним тематических словарей, кейсов.

1. Рамки обыкновенного урока.

2. В рамках системы дополнительного образования.

3. Спецкурсы/элективные курсы по подготовке к ЕГЭ.Хочу такой сайт

4. Диагностические работы СтатГрад или материалы за прошлый год.

5. Консультационные часы для родителей и учеников в школе и в режиме онлайн.

6. Дистанционное обучение.

7. Обучение в интерактивном режиме.

8. Встреча с выпускниками (их рекомендации).

Ученик, который готовится к ЕГЭ

1. Иметь необходимые материалы по подготовки к устной части ЕГЭ, как и у учителя.

2. Иметь дополнительные учебные пособия для самоподготовки.

3. Иметь мотивацию к успешной сдаче ЕГЭ

4. Иметь записывающее устройство для самоконтроля в домашних условиях.

5. Иметь комфортные условия дома для подготовки к экзамену: свое рабочее место, правильное освещение, отдельная комната…

6. Уметь правильно распределять учебную нагрузку во избежание переутомления.

7. Выработать свою тактику последовательности выполнения заданий.

1. Личностный коучинг.

2.Формирование умений работы с записывающим устройством.

3. Использование методических рекомендаций учителя.

4. В домашних условиях проводить записи своих  ответов с последующим анализом  ответов/ошибок самостоятельно или с учителем.

5. Создание таблиц с повторяющими лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками для более подробного изучения грамматической /лексической невыученной ранее или непонятой темы.

Физиологический аспект.

1.Формирование навыков самоконтроля и волевой саморегуляции.

2. Рефлексия выполненных заданий

3. Посещение бесед по проблемам психологической готовности к ЕГЭ.

4. Посещение психологических тренингов по развитию внимания, памяти.

Общешкольный аспект

1.Посещение индивидуальных консультаций по проблемным темам.

2. Развитие навыков распределения времени на каждое задание с учетом установленного общего временного ценза.

3. Выполнение дополнительных заданий с последующим обсуждением их с учителем.

4. Участие в анкетировании, с целью выявления проблемных зон в выполнении заданий ЕГЭ.

Родители ученика

1. Необходима поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие родителей, так как их настроение передается  ребенку.

2. Не стоит постоянно напоминать о сложности и ответственности предстоящих экзаменов.

3. Возможно, нужно оказать стимулирующую помощь в виде похвалы во время подготовки. Это может стать толчком для плодотворных занятий или поднять настроение.

 

Консультация с учителем

1. Помочь распределить время и на подготовку, и на отдых, и на общение со сверстниками. Разноплановая деятельность снимет напряжение и нервозность.

2. Правильно организовать рабочее место: освещение, правильно подобранный стул, стол, правильно установленный компьютер. Все это поможет не навредить здоровью при продолжительном выполнении заданий.

3. Обеспечить тишину, чтобы не было раздражающих факторов, как например, громко работающий телевизор, громко разговаривающие или орущие братья и сестры.

4. Составить рацион здорового питания.

5. Следить за выполнением распорядка дня.

 

·      

27.11.2018

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(87246) 5 22 40, 8 (87246) 5 20 73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».